Рак щитовидной железы – лечение
какие варианты лечения рака щитовидной железы существуют сегодня
д.м.н., профессор РАН, онколог, хирург, президент Российского общества специалистов по опухолям головы и шеи, заведующий отделением опухолей головы и шеи клинического госпиталя «Лапино», председатель Проблемной комиссии по опухолям головы и шеи при РАН
Как лечат рак щитовидной железы?
В чем отличие лечения рака щитовидной железы от других раков?
Рак щитовидной железы сильно отличается в тактике лечения от других видов рака, например, от рака слизистой оболочки полости рта. Что важно? Для этого вида рака очень важно выполнить на первом этапе правильное хирургическое вмешательство, выполнить радикальную операцию, потому что этот рак не поддается никакому другому виду локального лечения: это не химиотерапия, не лучевая терапия, к которым он фактически не чувствителен.
Рак щитовидной железы чувствителен к проведению терапии радиоактивным йодом, но при условии, что такому пациенту выполнена тиреоидэктомия, то есть полное удаление тканей щитовидной железы. Это связано с
биологическими особенностями этого вида терапии, которая рассчитана на то, что радиоактивный йод, попадая в организм человека, будет накапливаться опухолевыми клетками избирательно в организме там, где они существуют, например, в легких, если они метастазируют в легкие. Они избирательно накапливают радиоактивный йод, который при избыточном накоплении разрушает опухолевые клетки как бы изнутри.
Для того чтобы этот механизм реализовался, необходимо удалить всю щитовидную железу для того, чтобы она сама по себе не накапливала избирательно радиоактивный йод в организме и тем самым не снижала эффективность в отношении отдаленных очагов.
Насколько протоколы лечения в России соответствуют мировым тенденциям?
На сегодня в России применяются современные международные протоколы лечения рака щитовидной железы, и наши национальные клинические рекомендации практически составлены с учетом двух самых серьезных клинических рекомендаций в мире. Это рекомендации Американской тиреоидологической ассоциации и Европейской тиреоидологической ассоциации.
Наши клинические рекомендации вбирают в себя все достижения современной медицины, поэтому мы абсолютно ничем не отличаемся от всего остального развитого мира в плане лечения и применяем самые высокие технологии в лечении.
Другой вопрос, что бывает так, что пациенты попадают в какую-то затруднительную ситуацию в плане диагностики. Бывают трудные случаи в плане диагностики или в каком-то не специализированном, не онкологическом лечебном учреждении случайно доктор пошел не по тому диагностическому пути и не выставил правильный диагноз.
Такое возможно, и не только в нашей стране. Я встречался с такими пациентами даже из США, где, в принципе, все должно быть хорошо организовано, поэтому от этого никто не застрахован. Все зависит от внимательности врача, который наблюдает такого пациента, но если все делать грамотно в соответствии с современными алгоритмами, рекомендациями, у таких пациентов все бывает хорошо.
Какие врачи лечат рак щитовидной железы?
Сегодня в нашей стране очень много специалистов занимаются лечением опухолевых заболеваний щитовидной железы. Это и эндокринологи, и общие хирурги, и специалисты по опухолям головы и шеи, но мое твердое убеждение, что лечением злокачественных опухолей щитовидной железы должны заниматься онкологи-хирурги и именно специалисты по опухолям головы и шеи.
Почему я так считаю? Потому что мы встречаемся с большим количеством хирургических ошибок, неправильным выбором объема хирургического вмешательства в среде хирургов (не онкологов), с несоблюдением онкологических принципов хирургических вмешательств: либо когда завышены показания для хирургического вмешательства, либо они занижены.
И то, и то нехорошо для пациентов, потому что в одном случае мы не излечиваем пациента, в другом случае мы излишне инвалидизируем пациента. Поэтому мое четкое
убеждение, что только хирурги-онкологи, специалисты по опухолям головы и шеи, могут заниматься лечением злокачественных опухолей.
Другая ситуация складывается у пациентов с доброкачественными узловыми образованиями. Здесь, конечно, любой подготовленный хирург может взять на себя эту миссию, прооперировать такого пациента, но, безусловно, это должен быть подготовленный человек. Я даже сомневаюсь, что такими пациентами должны заниматься общие хирурги.
Как минимум, это должен быть хирург-эндокринолог, который подготовлен к такой операции, который понимает все особенности такого хирургического вмешательства и оценивает все возможные риски.
Доступно ли лечение этого вида рака в регионах России?
Если ситуация несложная, если это ранняя форма рака, то, в принципе, достаточно обратиться в одно из специализированных учреждений, тиреоидологический федеральный онкологический центр. На сегодня алгоритмы принятия решения несложные в таком случае.
Другой вопрос, если это какой-то сложный случай, нестандартная клиническая ситуация или необычный гистологический вариант опухоли, то тогда, конечно, есть смысл обращаться за вторым мнением в какое-то другое учреждение. Здесь вопрос не недоверия к конкретному учреждению, а вопрос выработки правильной тактики в сложной клинической ситуации.
Какая лекарственная терапия применяется при раке щитовидной железы?
Это опухоль, которая не чувствительна к лекарственному воздействию, к обычному цитостатическому лекарственному лечению — это традиционная химиотерапия — и практически не чувствительна к стандартной лучевой терапии. Это не значит, что эти методы лечения не применяются в лечении этого рака.
Они, как правило, применяются в тех случаях, когда уже все возможности лечения исчерпаны у таких пациентов, и как паллиативная мера в определенных случаях эти методы лечения применяются, но это единичные больные. Если мы говорим о стандартах, то, как правило, они не используются, особенно в лечении первичных пациентов.
В настоящее время иммунные препараты также не являются стандартом лечения рака щитовидной железы, но в последнее время появились работы, клинические исследования, которые используют иммунные препараты, например, в лечении радиойод-рефрактерного рака щитовидной железы.
Эти исследования небольшие. Они совсем недавно появились. Пока невозможно однозначно сказать, есть ли преимущества в назначении иммунных препаратов, но я думаю, что в ближайшее время будет получен ответ на этот вопрос. Мы все ждём этого времени.
КАК ЛЕЧИТЬ РАК ЩИТОВИДНОЙ ЖЕЛЕЗЫ У БЕРЕМЕННЫХ?
к.м.н., врач-онколог, ассистент кафедры онкологии и паллиативной медицины ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, ассистент кафедры общей и клинической стоматологии ФГАОУ ВО РУДН
Какие схемы лечения могут изменяться в зависимости от стадии?
Выбор методов лечения зависит:
от гистологической формы заболевания
от распространенности опухолевого процесса
Лечение разных гистологических форм рака
ГЮРТЛЕ-КЛЕТОЧНЫЙ
ГЮРТЛЕ-КЛЕТОЧНЫЙ
Если говорить о дифференцированных формах рака щитовидной железы (папиллярный, фолликулярный, гюртле-клеточный рак), на сегодняшний день в арсенале врача-онколога имеется четыре основных варианта лечения: хирургия, супрессивная гормонотерапия левотироксином натрия, радиойодтерапия и таргетная терапия. Лучевая терапия проводится в исключительных случаях для контроля отдельных метастатических очагов, вызывающих значимую симптоматику болезни.
При этом доминирующая роль отводится хирургическому лечению. Хирургическое лечение в объеме тиреоидэктомии обязательно к выполнению при резектабельности первичной опухоли (T1−4a критерии по TNM). При распространенности болезни, соответствующей T1−2N0M0, отсутствии рака щитовидной железы в семейном анамнезе и облучения зоны шеи, возможно также выполнение гемитиреоидэктомии.
Тем не менее, пациент должен быть информирован, что проведение гемитиреоидэктомии затрудняет динамический контроль и далеко не всегда сопровождается возможностью избежать заместительной гормонотерапии.
Супрессивная гормонотерапия (т.е. назначение препарата в дозах, обеспечивающих уровень ТТГ в крови <0,1 МЕд/л) назначается пациентам:
- с высоким или умеренным риском рецидива,
- наличием рецидива,
- показателями тиреоглобулина, свидетельствующими о возможном рецидиве.
Радиойодтерапия показана при умеренном или высоком риске рецидива (при прорастании опухолью капсулы щитовидной железы, наличии метастазов в лимфатических узлах шеи, наличии мутации BRAF V600E, TERT, сосудистой инвазии и т. д.), а также при наличии отдаленных метастазов.
В случае неэффективности радиойодтерапии и достоверном увеличении размеров опухолевых узлов назначается таргетная терапия. На сегодняшний день в Российской Федерации для лечения дифференцированного рака щитовидной железы доступны два таргетных препарата — ленватиниб и сорафениб.
Хирургическая тактика лечения медуллярного рака щитовидной железы аналогична. После тиреиодэктомии всем пациентам показана заместительная, а не супрессивная гормонотерапия, так как увеличение дозы левотироксина никаким образом не увеличивает выживаемость при данном гистологическом варианте, но снижает качество жизни пациентов.
Лучевая терапия также возможна для контроля отдельных метастатических симптоматических очагов.
Радиойодтерапия не показана из-за отсутствия чувствительности опухоли к данному методу лечения. При неоперабельном или метастатическом прогрессирующем медуллярном раке щитовидной железы проводится таргетная терапия. На сегодняшний день в РФ доступен единственный препарат — вандетаниб.
Сложнее обстоят дела с анапластическим раком щитовидной железы.
При резектабельности опухоли — рекомендуется удаление щитовидной железы, пораженных прилежащих анатомических структур и пораженных лимфоколлекторы.
В дальнейшем при прогрессировании заболевания возможна лекарственная терапия препаратами платины, доксорубицином, таксанами. Тем не менее, все эти варианты лечения, как правило, оказываются неэффективными — 1-летний период переживает лишь 17% пациентов.
Определенные надежды возлагаются на таргетную терапию, которая возможна при наличии мутации BRAF в опухоли. В данном случае возможно назначение комбинации препаратов — дабрафениб и траметиниб.
Игорь Новиков,
руководитель юридического направления инклюзивного проекта Everland
БЕСПЛАТНАЯ ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ: 8 800 100 0191
Служба «Ясное утро» — это круглосуточная информационная, психологическая и юридическая поддержка онкобольных людей. Вы можете позвонить и задать свой вопрос или поделиться с психологом своими переживаниями. Чтобы получив информационную и психологическую поддержку специалистов, идти дальше и победить болезнь. Круглосуточно и бесплатно по всей России