Рак щитовидной железы – реабилитация

История пациента

Сейчас я в ремиссии и живу обычной жизнью. После первой операции мне сразу дали вторую группу инвалидности, но я ещё работал, а когда мне удалили гортань и я остался без голоса, то меня перевели на первую группу инвалидности бессрочно. Тогда работать я уже не мог.

Питаюсь я сейчас, как все, а вот над тем, как восстановить голос, пришлось подумать. Из-за того, что у меня на пищеводе был свищ, ни протез, ни пищеводный голос мне не был показан.

Про речь: Толкын Аязбаевна, онколог из Центра Блохина, однажды подвела ко мне пациента, который общался через голосообразующий аппарат.

Я был поражён этим, и с того момента вопрос, как говорить, был решён: мы купили такое устройство, и я научился с помощью него разговаривать.

Ниже мы расскажем, с помощью каких устройств и методик можно восстановить речь

Специалисты реабилитационного центра «Апрель»

Антон Анпилов, психолог, специалист по альтернативной и дополнительной коммуникации

Специалисты реабилитационного центра «Апрель»

Наталья Широкова, логопед, психолог, научный сотрудник

Варианты голосовой реабилитации

Сегодня существует 3 варианта голосовой реабилитации после удаления гортани. Ниже коротко об их особенностях. Выбор варианта восстановления голосовой функции должен обсуждаться с лечащим врачом, поскольку в каждом варианте могут быть противопоказания

-1-

Голосовой протез

Для установки протеза нужна операция, при согласовании с врачом возможна в рамках проведения ларингэктомии

Протез требует ухода и замены со средней периодичностью 6-18 месяцев

При разговоре чаще всего может задействоваться одна рука (чтобы закрыть выход воздуха из трахеостомы)

Пациент сможет разговаривать даже через несколько дней, в отдельных случаях может потребоваться небольшой объем занятий с логопедом или фониатором

-2-

Пищеводный голос

Требует достаточно длительной подготовки и обучения (3-6 месяцев) с реабилитологом (фониатром, логопедом) и самостоятельных занятий

Успешность зависит от индивидуальных особенностей организма

Не требуются дополнительные приспособления, не требуется операция, не задействованы руки при разговоре

-3-

Электронная гортань

Не требуется операция, срок восстановления голосовой функции индивидуален, в ряде случаев пациент сможет говорить уже спустя несколько дней

Для разговора нужен специальный голосообразующий аппарат, который лучше подбирать индивидуально

Минус — роботизированная речь, необходимость задействовать одну руку при разговоре

Возможно будет необходим небольшой объем занятий с логопедом и самостоятельных тренировок

Пищеводный голос: опыт Михаила Чеботаря

Говорить с помощью электронной гортани: опыт Дениса Смолякова

Более 10 лет ремиссии, перенес 7 операций.

Активно участвует в мероприятиях для пациентов и врачей вместе с супругой Юлей в рамках работы Ассоциации онкологических пациентов «Здравствуй», помогает другим людям поверить в себя.

Операция и трахеостома не мешают Денису путешествовать, общаться с людьми, работать, растить внуков.

Совет: Во время прохождения МСЭКа нужно взять ИПР или ИПРА, в которой будет написано, что пациенту показан либо голосообразующий аппарат, либо голосовой протез.

Это следует обязательно согласовать с врачом, какой именно вид голосообразования показан пациенту.

Голосообразующий аппарат либо выдаётся, согласно ИПР или ИПРА, либо за него выплачивается компенсация — стоимость российского голосообразующего аппарата, поэтому обязательно нужно взять чек о покупке, если человек приобретает его сам.

ИГНАТОВА Анастасия Валерьевна, врач-онколог
ИГНАТОВА Анастасия Валерьевна

врач-онколог, к.м.н., ассистент кафедры онкологии и паллиативной медицины ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, ассистент кафедры общей и клинической стоматологии ФГАОУ ВО РУДН

Как часто и какие обследования необходимо проводить после лечения рака щитовидной железы?

Сроки и объем диагностических обследований определяется гистологическим типом опухоли и риском развития рецидива или прогрессирования. Если говорить о высокодифференцированном раке щитовидной железы, в первую очередь необходимо знать, что после проведенного лечения выделяют 4 группы пациентов. Именно то, к какой группе относится пациент, определяет порядок наблюдения.

Распределение пациентов на группы после проведенного лечения осуществляется по результатам оценки уровня тиреоглобулина в крови. Но данный метод имеет ценность только при условии, что больному была выполнена тиреоидэктомия (щитовидная железа удалена полностью). Кроме того, этот анализ рекомендуется оценивать в сочетании с исследованием антител к тиреоглобулину, в противном случае результаты могут ложно интерпретироваться.

Оценка уровня тиреоглобулина в крови

Коррекция нарушений голоса после тиреоидэктомии: логопедическая реабилитация

КОСОВА Евгения Владимировна, логопед
КОСОВА Евгения Владимировна

логопед отделения онкологии хирургического профиля № 1 (опухолей головы и шеи) в ФГАУ «Национальном медицинском исследовательском центре «Лечебно-реабилитационный центр» Минздрава России

Какие осложнения встречаются после операции на щитовидной железе?
Парез гортани это полное или частичное ограничение подвижности голосовых складок. Самая стандартная причина парезов гортани — оперативные вмешательства на щитовидной и паращитовидных железах. В последнее время значительно выросло количество операций на щитовидной железе, вследствие чего увеличилось число послеоперационных парезов гортани, поэтому проблема профилактики и реабилитации в данном аспекте сегодня весьма актуальна.

Симптомы пареза:

  • дисфония
  • осиплость и охриплость голоса
  • попёрхивание
  • затруднение дыхания
  • свистящее шумное дыхание

Нарушения функции гортани в немалой мере снижают качество жизни пациентов и могут закончиться инвалидностью. Особенно это касается людей «голосовых» профессий.

Характерно, что пациенты с рецидивирующим параличом гортанного нерва часто испытывают одышку и слабость голоса. Для данной категории больных основной целью терапии является восстановление достаточной дыхательной и голосовой функции. Голосовая терапия традиционно требует комплекса сеансов, и проводиться она должна логопедом, который имеет опыт работы с голосовыми расстройствами.

Не всегда нарушения функции гортани после операций на щитовидной железе являются следствием повреждения гортанных нервов.

Причины нарушения голоса у пациентов, перенесших операцию на щитовидной железе:

  • интубационная травма гортани;
  • последствия удаления большого объема клетчатки и тканей вблизи трахеи и гортани;
  • травма наружной ветви верхнего гортанного нерва.

Поскольку временная охриплость может иметь место после любой операции, проходившей с применением общей анестезии, потенциальное повреждение возвратных гортанных нервов в тиреоидной хирургии обязывает оперирующих врачей более внимательно относиться к послеоперационной дисфонии.

Как правило, в сложившейся практике после операции на щитовидной железе уделяется особое внимание голосу пациента и характеру его дыхания. Пациенты предъявляют жалобы на осиплость, охриплость голоса, быструю истощаемость голосового ресурса, иногда болезненные ощущения при голосоведении.

Стимулирующая терапия противопоказана после операции по поводу злокачественного новообразования щитовидной железы, органов шеи, средостения и грудной клетки, а при неоперированной щитовидной железе — при гипертиреозе, наличии узлов в щитовидной железе, доброкачественных образованиях кожи на местах расположения электродов, соматической патологии.

В нашей практике мы используем методику восстановления голосовой функции при органических нарушениях голоса, которая разработана выдающимся отечественным логопедом Е. В. Лавровой. Курс логопедических фонопедических занятий целесообразно строить по следующим этапам:

  • подготовительный, включающий рациональную терапию;
  • коррекция физиологического дыхания (по Э.Я. Золотаревой);
  • функциональные тренировки голосового аппарата с использованием специальных упражнений;
  • тренировки координации фонации и дыхания;
  • закрепление коммуникативных навыков восстановленного голоса.

Данных этапов можно придерживаться при коррекции всех видов патологии голоса.

Нужно иметь в виду, что правильная фонация невозможна из-за отсутствия смыкания голосовых складок и снижения функции голосовой складки на пораженной стороне. Одновременно с фонацией страдает и дыхание, причем, не только фонационное, но и физиологическое. Особенно это выражено при медиальной позиции голосовой складки на пораженной половине гортани.

При восстановлении голоса необходимо выбирать такие функциональные тренировки голосового аппарата, которые включают её компенсаторные возможности. Усилия должны быть направлены на то, чтобы максимально увеличить подвижность голосовой складки, находящейся на здоровой половине гортани, а на пораженной стороне хотя бы частично восстановить двигательную функцию голосовой складки.

Необходима также нормализация физиологического и фонационного дыхания. Осуществление этой задачи приведет к смыканию голосовых складок за счет компенсаторного перехода голосовой складки на здоровой половине гортани за среднюю линию и сближения с пораженной голосовой складкой. В этом случае при организованном дыхании и даже частичном колебании «больной» голосовой складки голос восстановится или значительно улучшится.

Восстановительное обучение проводится по описанным выше этапам. Постоянная тренировка навыков правильного физиологического дыхания сочетается с нормализацией фонационного дыхания и активизацией двигательной функции гортани, поскольку они физиологически связаны и взаимно обусловлены.

Краткое описание методики следующее.

Занятия начинаются с упражнения «дутье в губную гармошку». Оно преследует двоякую цель: удлинение выдоха, необходимого для правильного голосоведения, и массаж гортани вдыхаемой и выдыхаемой воздушной струей. Этим приемом достигается увеличение подвижности голосовой складки, находящейся на здоровой половине гортани и некоторой подвижности парализованной, то есть под действием воздушной струи происходит стимуляция мышц гортани, участвующих в фонации.

Одновременно с этим упражнением обучающимся предлагается комплексы («А» и «Б») дыхательных упражнений (представлены Э. Я. Золотаревой в работе С.Л. Таптаповой), проводить которые следует до конца восстановления.

Упражнения с включением голоса начинают с произнесения звука [М]. Выбор этого звука для самой первой попытки вызвать звук объясняется не простотой его артикуляции. Звук [М] имеет самую лучшую физиологическую основу для выработки правильной фонации, а именно она отличается незначительной напряженностью: произносится на слабой воздушной струе. Это звук большого импеданса. Кроме того, при его произнесении, опуская корень языка и направляя звук так, чтобы он «ударился» в какую-либо точку по средней линии твердого нёба, легко достигается именуемая в фониатрической практике подача звука в «маску». В этой позиции увеличен объем ротового резонатора, а звук, ударяясь о твердое нёбо, вызывает резонацию вышележащих полостей. Импеданс и резонаторные явления активизируют работу голосового аппарата.

Как только пациент без затруднений начинает выполнять это упражнение, осуществляется переход к произнесению открытых слогов.

Гласные звуки добавляются в следующей последовательности: А, О, У, Э, Ы, то есть. по мере увеличения импеданса. Постепенно длительность звучания гласных звуков увеличивается, становится полноценной: МА, МО, МУ, МЭ, МЫ. После закрепления кинестезий голосоведения аналогичные упражнения проводятся со всеми звонкими согласными звуками. Далее выполняются упражнения на произнесение пар слогов и слогов с перемещением ударения в парах (далее — тройках). Затем идет работа над произнесением звука [Й]. Очень большой импеданс этого звука оказывает активизирующее влияние на смыкание голосовых складок.

В дальнейшем, после получения звучного голоса, необходимо тренировать правильное сочетание дыхания с голосоведением, обеспечивать выработку правильных дыхательных кинестезий в момент фонации.

Для этой цели после образования полноценного звучания голоса следует переходить к длительному произнесению гласных звуков и их сочетаний по два, три, четыре и пять — на одном выдохе. На завершающем этапе полученные навыки голосообразования вводятся в спонтанную речь.

Пациенты при систематическом выполнении рекомендуемых фонопедических упражнений, как правило, получают устойчивый положительный результат.

жизнь после рака