ПРОБЛЕМА
История пациента
декабрь 2018 — январь 2019
После операции мне назначили закрепительную химиотерапию. Такую химиотерапию пациенты проходят в онкодиспансерах по месту жительства.
И мне пришлось опять прийти в районную поликлинику г. Пушкино Московской области. Ближайшая запись была на 29 декабря. Но болезнь не знает ничего про новогодние каникулы и ждать их окончания не будет. Мы пришли с супругой с выписками, назначениями. Доктор взяла документы, сказала, что отправляет заявку на заказ лекарств. Выписала анализы на кровь.
15 января на приеме у участкового онколога я узнал, что никакая заявка никуда оформлена не была, нужна еще одна справка из пенсионного фонда, на предыдущем приеме ее наличие даже не проверили, а заказ лекарства был невозможен без нее. В пенсионном фонде выяснилось, что у меня конфликт двух льгот — как ветерана боевых действий и как инвалида.
Стало понятно, что лечение быстро не получить — все затягивается. Если бы я знал об этой справке заранее, на первом приеме, я бы мог оперативнее решить ситуацию. Оказалось, что нашим районным онкологам нет дела до лечения пациентов и выполнения простых административных функций.
31 января у меня стал болеть зуб — после лучевой в зоне гортани лечение зубов в течение года не рекомендовано. Но ситуация вылилась в проблему — образовался флюс. Пришлось удалять зуб, пить антибиотики.
Лечащий врач сказал, что затягивание химиотерапии может обернуться проблемой, тянуть опасно. Мы стали искать варианты. Супруга запросила стоимость платного лечения — она составила более 900 000 рублей. Параллельно она попыталась понять, какие сроки может занять получение лечения после предоставления справки — онколог в районной поликлинике отказался ей отвечать и дать хотя бы какой-то прогноз.
После общения с администрацией поликлиники, наблюдения за опытом других пациентов, которым затягивались сроки выделения лекарств на следующие курсы, стало понятно, что ситуация не будет простой и приведет к риску.
Мы приняли решение о передислокации из Пушкино в Москву.
Игорь Новиков
юрист, сооснователь Everland, член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, эксперт Программы развития ООН, исследователь Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ
Часто пациенты сталкиваются с ситуацией, когда государство еще не закупило необходимые препараты, а они нужны сейчас. И времени ждать нет. Люди вынуждены собирать деньги у родственников и знакомых, обращаться в благотворительные фонды, собирать средства через соцсети.
Что делать, если система с выделением химиотерапии буксует?
Согласно п. 35 Порядка назначения лекарственных препаратов (утв. Приказом Минздрава России от 24.11.2021 № 1094н) (далее – Порядок назначения лекарственных препаратов) при оказании первичной медико-санитарной помощи назначение медицинским работником в соответствии со стандартами медицинской помощи лекарственных препаратов, отпускаемых бесплатно, осуществляется на рецептурном бланке формы № 148-1/у-04 (л).
В силу пп. 3 п. 36 Порядка назначения лекарственных препаратов и Перечню групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 г. № 890) лица, имеющие онкологические заболевания обеспечиваются всеми лекарственными средствами бесплатно.
Сведения о назначенном лекарственном препарате (наименование лекарственного препарата, дозировка, способ введения и применения, режим дозирования, продолжительность лечения и обоснование назначения лекарственного препарата) вносятся медицинским работником в медицинскую документацию пациента (п. 3 Порядка назначения лекарственных препаратов).
Рецепт оформляется на бланке формы № 148-1/у-04 (л) на бумажном носителе в двух экземплярах, один из которых хранится в медицинской документации пациента, другой выдаётся последнему для получения соответствующего лекарственного средства в аптечной организации, в которой он и остаётся (п. 36 Порядка назначения лекарственных препаратов).
Если лечащий врач поликлиники по месту жительства отказывает пациенту в выдаче рецептурного бланка по форме 148-1/у-04 (л), необходимо при возможности зафиксировать отказ врача в письменном виде. Согласно п. 5 Памятки для граждан о гарантиях бесплатного оказания медицинской помощи (утв. Письмом Минздрава России от 15.08.2018 г. № 11-8/10/2-5437) (далее – Памятка) для разрешения спорных ситуаций необходимо обратиться в администрацию медицинской организации.
Обращение к руководителю, в свою очередь, также осуществляется в письменной форме. Это позволит получить подтверждение обращения и при отсутствии ответа использовать как «молчаливый отказ» в выдаче направления. Следует отметить, что заявление можно составлять в электронном виде на сайте медицинской организации.
1. При личной подаче заявления (в медучреждении) нужно составить 2 экземпляра.
2. На одном из них должны поставить отметку о принятии данного заявления (дата и подпись принявшего заявление лица).
3. Как правило, заявление подаётся в приёмную главного врача.
4. При использовании почтовой связи следует отправлять ценное письмо с описью вложений. В описи указываем наименование каждого документа и количество листов. Работник почты укажет в описи почтовый идентификатор, по которому можно будет проверить получение. Также указанный идентификатор можно найти в чеке.
Медицинское учреждение обязано ответить в течение 30 дней (не включая время доставки письма) на электронный или почтовый адрес заявителя (ст. ст. 10, 12 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).
В случае отказа (или игнорирования) следует обратиться в следующие организации:
1. В территориальный орган управления здравоохранением и территориальный орган Росздравнадзора, территориальный фонд обязательного медицинского страхования;
2. Федеральные органы власти и организации, включая Министерство здравоохранения Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и пр. (п. 5 Памятки).
Рекомендуем сначала обратиться в региональное отделение Росздравнадзора.
При отсутствии результата после обращения в Росздравнадзор, необходимо обратиться в Министерство здравоохранения региона.
К каждой жалобе необходимо при возможности приложить соответствующие отказы. В случае, если отказы не были получены в письменной форме, необходимо приложить документы, подтверждающие обращения.
Ссылки на формы документов для направления жалоб
По ссылке вы найдете формы писем к главврачу и в различные органы, регулирующие выдачу лекарственных средств. Формы документов позволят вам правильно составить претензию
Как поставить диагноз рак гортани / рак горла? Какие симптомы заболевания?
Причины рака гортани / рака горла. Влияет ли курение?
Как проводится обследование при раке гортани / раке горла? Как выбрать врача?
Какие виды лечения рака гортани существуют для разных стадий? Какие прогнозы для разных стадий?
Зачем удаляют лимфатические узлы при раке гортани / раке горла? Какие бывают осложнения?
Что делать онкологическим пациентам, если не выделяют вовремя лекарства: совет юриста и документы
Рецидивы при раке гортани / раке горла: как быть? Что может быть причиной?
Что такое ларингэктомия и как происходит удаление гортани?
Иммунотерапия при раке гортани / раке горла: как проводится, кем назначается, помогает ли пациентам?
Жизнь после удаления гортани: истории пациентов, помогающие организации